пятница, 4 декабря 2015 г.

АВА и другие методы в одном занятии. Часть 10.

Основным аргументом, который предъявляют противники АВА-терапии, является то, что занятия с ребёнком напоминают дрессировку, конечная цель которой  - превратить его в послушного робота, лишить индивидуальности и инициативы. Однако, как будет выглядеть обучение, зависит не столько от конкретного метода, сколько от стиля поведения взрослого, его умения взаимодействовать с ребёнком, вовремя реагировать на различные и не всегда явно заметные изменения в его состоянии. За свою многолетнюю практику мне приходилось наблюдать  различные занятия с особыми детьми.  Некоторые специалисты, не имеющие профессиональных представлений об АВА-терапии, интуитивно вели себя как поведенческие аналитики, виртуозно предугадывая нежелательные реакции. Наблюдая и анализируя проблемы ребёнка, они использовали именно те подсказки, которые мотивировали ребёнка на успех, стимулировали его инициативу, удерживали его внимание. Но были и такие взрослые (как специалисты, так и родители), чей стиль общения с ребёнком был настолько провокационным и неадекватным его актуальным возможностям, что, действительно, напоминал скорее бесполезную дрессировку. Напряженный, громкий тон с металлическими нотками, усиливающимися при каждой неправильной попытке ребёнка, редкие скупые поощрения, неадекватные ожидания  – всё это приводило к тому, что у ребёнка со временем вообще «отпадало» желание взаимодействовать со взрослым, а протестное поведение  только усиливалось.     
Не менее важным является и содержание самого обучения. Пока ребёнок маленький, его развивающийся мозг можно заполнить чем угодно, формально используя различные технологии обучения, в том числе и АВА-терапию. Но без возможности применить полученные «знания» в повседневной жизни, эти навыки либо "заполнят" глубины памяти, оставшись невостребованными, либо будут актуализироваться в виде  бесполезных повторяющихся действий. Особенно эта проблема заметна при аутизме, когда дети с раннего возраста научены повторять цифры, буквы алфавита, сцены из мультиков с непонятным сюжетом, названия геометрических фигур, но всё это никак не отражается на уровне их умственных способностей, умению взаимодействовать и быть послушными.
При аутистическом расстройстве, как известно, основной преградой успешного обучения является проблема сотрудничества, поэтому умение замотивировать ребёнка на взаимодействие – одна из важнейших задач, стоящих перед специалистом и родителем. От того, какую атмосферу сможет создать на занятии специалист, зависит, будет ли это занятие выглядеть дрессировкой, изнуряющей и ребёнка и окружающих взрослых. Или же это будет увлекательное для ребёнка и для взрослого взаимодействие, построенное на поведенческих принципах, разнообразные приёмы которых естественно и виртуозно вплетены в структуру занятия.







0 коммент.:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.